фото Вячеслав Солдатов

Гостиница «Исеть»

Гостиница «Исеть» — часть архитектурного ансамбля, официальное название которого «Жилой комбинат НКВД», больше известный как Городок чекистов. Построенный по заказу Наркомата внутренних дел в 1929–1932 годах, Городок чекистов всегда стоял особняком даже среди памятников конструктивизма, прославивших Екатеринбург (коллекция свердловского авангарда считается самой обширной не только в России, но и в Европе) из-за особенностей его функционирования.

Гостиница «Исеть» – часть архитектурного ансамбля, официальное название которого «Жилой комбинат НКВД», больше известный как Городок чекистов. Построенный по заказу Наркомата внутренних дел в 1929–1932 годах, Городок чекистов всегда стоял особняком даже среди памятников конструктивизма, прославивших Екатеринбург (коллекция свердловского авангарда считается самой обширной не только в России, но и в Европе) из-за особенностей его функционирования.

Год постройки – 1931
Архитекторы – Илья Антонов, Вениамин Соколов, Анатолий Тумбасов, Александр Стельмащук
Площадь – 12510,8 м2
Этажность – 11 этажей

Архитектурно-строительная деятельность, почти полностью прекратившаяся в Екатеринбурге с 1918 по 1922 годы, в конце двадцатых возродилась в виде строительного бума. Конструктивизм принес в Екатеринбург столичную функцию. К началу 20 века городской ландшафт формировался одноэтажными деревянными домами с удобствами во дворе, с огородами. С развитием конструктивизма появились «высотные» здания, 4-5-этажные. Среди первых «высоток» Свердловска – здание Дома чекиста, здание гостиницы «Исеть» и главпочтамт. Помимо высотных домов конструктивизм ввел в обиход здания с новыми социальными функциями: в Свердловске активно строились общественные бани, фабрики-кухни и детские сады, которые должны были освободить женщин от оков быта, а также клубы и дворцы культуры.

фото Вячеслав Солдатов

Городок чекистов в Свердловске – это кульминация в эволюционном развитии советского жилища на Урале 1920–1930-х годов. Он признан образцом интернациональной архитектуры, вполне сопоставимым с произведениями известных европейских и советских архитекторов. Его функциональные и эстетические качества направлены на перспективу архитектурно-градостроительных поисков XX века.

В основе проекта комплекса лежала идея нового быта людей, объединенных в коммуну. В 1936 году комплекс был достроен и состоял из 14 корпусов. Считается, что в плане комплекс представляет собой серп и молот, обрамленный знаменами революции. Серпом будто бы является 11-этажный корпус №1 (ныне гостиница «Исеть»), молотом – корпус №10, ДК им. Дзержинского (ныне Краеведческий музей), остальные здания – жилые и административные корпуса – знамена. Комплекс «Городок чекистов» – один из архитектурных брендов города. Он обладает всеми качествами архитектурного ансамбля: целостностью и гармоничностью архитектурно-пространственной композиции, стройностью и согласованностью ее элементов, функциональной обоснованностью расположения зданий, стилистическим единством, неповторимостью и высокими эстетическими качествами архитектурного образа. Территория внутреннего пространства квартала также имеет функциональное зонирование, благоустройство и озеленение, дополняющие архитектурную композицию комплекса. Со зданием гостиницы связана одна интересная деталь: строительство велось без строительного крана, все грузы поднимали на верхние этажи вручную.

Это очень богатый контекст, с конструктивистскими идеями здания и всего города, с коммунистической идеей идеального общества, с идеей индустриальной революции и, конечно, людьми этого места. Искусство и биеннале должны служить людям, живущим здесь, создаваться на месте, и должны быть новым открытием локальности.

Ли Чжэньхуа, со-куратор Основного проекта Биеннале

Серп, он же гостиница, задумывался как общежитие для начинающих чекистов, жилые дома имели огромные трех- и четырехкомнатные квартиры (97 и 114 м2 соответственно), причем в квартирах не предусматривалось кухонь и ванн — лишь ниша для небольшой плиты. Баня, детский сад, магазин, поликлиника находились на первом этаже общежития и в административном корпусе №12. В первом этаже находился торговый зал магазина со служебными помещениями (это пространство в разные годы использовалось как магазин, парикмахерская, а на протяжении последних 40 лет в нем располагается ресторан). Поэтажные планы со 2 по 10 этаж составляют жилые помещения по выпуклой (южной) стороне здания и коридоры – по вогнутой (северной). Гостиница продолжала использоваться по прямому назначению вплоть до 2014 года. В настоящий момент здание гостиницы законсервировано*.

Размещение основной площадки 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в гостинице «Исеть» стало возможным благодаря генеральному партнеру биеннале – Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры.

*По материалам книги Людмилы Токмениновой «Жилой комплекс НКВД. Екатеринбург, проспект Ленина, 69».

гостиница «Исеть»
Ленина, 69/1
Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий