11.07.15

Дома культуры: перезагрузка

ДК Виза, Екатеринбург.

14-15 мая Уральский филиал ГЦСИ совместно с партнерами провел международный семинар «Re-ДК: новые смыслы домов культуры». Мероприятия проходили в рамках Интеллектуальной платформы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Семинар также был частью программы международного симпозиума «Опыты авангарда: от утопии к практикам повседневности», который проводился в мае в Екатеринбурге совместно Уральским филиалом ГЦСИ, Екатеринбургской академией современного искусства и Уральским федеральным университетом.

Главной задачей было акцентировать внимание на необходимости поиска новых способов организации культурной и социальной деятельности традиционных советских домов культуры. Именно поэтому в качестве основной площадки семинара был выбран Центр культуры и искусств «Верх-Исетский», построенный как последний образец сталинского ампира в городе и недавно полностью отреставрированный с воссозданием интерьеров и дизайна середины 1950-х годов.

14 мая на семинаре о новых смыслах домов культуры выступили эксперты из Германии, Польши и России. В своих докладах они затронули сложные темы трансформации домов культуры, утраты ими первоначальных функций идеологического воспитания и формирования нового типа человека. Особое внимание оказалось приковано к тому, как работать с домами культуры, размещенными изначально в авангардных архитектурных сооружениях.

Екатерина Гиршина, директор социокультурных проектов института «Стрелка» (Москва): ДК следует рассматривать как центры развития городских сообществ. Если первоначально клубная жизнь была ориентирована на просвещение, досуг, поддержание уровня современной культуры и политическую пропаганду, то с 1990-х годов осталась только функция досуга. В Москве при руководителе Департамента культуры Сергее Капкове была разработана программа, позволяющая формироваться новым культурным центрам. Происходила децентрализация культуры. Это позволило сформироваться такому новому явлению как ДК ЗИЛ, открывшийся городу и активно вовлеченный в участие в крупных городских мероприятиях. Очень важным оказывается вопрос формирование культуры участия у разных групп населения.

ДК Зил, Москва.

С международным опытом решения проблемы трансформации традиционных центров культуры познакомила руководитель пресс-службы Дома культур мира в Берлине Анна Майер: Наш Дом культур мира возник первоначально как крупный конгресс-холл в исторической части Западного Берлина в 1957 г. Но с конца 1980-х годов он начал трансформироваться, сделав ставку на объединение различных культур и формирование новой толерантной среды. После объединения Германии мы понимаем свою роль как свободную от политических блоков, антиимпериалистическую и постколониальную. На площадке Дома проходят различные мероприятия — от выставок современных азиатских художников, театральных перфомансов и показов фильмов до музыкальных концертов известных групп и мероприятий футбольных болельщиков. Кстати, мы учитывает опыт советских ДК, но в новых условиях необходимы иные подходы к организации и проведению мероприятий и крупных культурных проектов.

ДК Мира, Берлин.

Полезным в разговоре о советских ДК в постсоветских реалиях оказывается кейс Польши, где в индустриальном районе Кракова Нова Хута культурная экспансия стала новым явлением относительно недавно, что роднит этот район Кракова с соцгородом Уралмаш — одним из самых известных районов Екатеринбурга. Об опыте Кракова в своем докладе рассказала Кинга Нендза-Щикониовска, сотрудник Института России и Восточной Европы Ягеллонского университета: Для учреждений культуры работа в Нова Хута — это настоящий вызов. Район обладает интереснейшей архитектурой, непростой историей, но и борется с серьезными экономическими и социальными проблемами. Все инициативы, которые приходили в Нову Хуту извне кончились провалом. Сегодня появляется своеобразная «мода» на Нову Хуту — ее пространство «захватили» молодые художники и активисты, а даже туристические инициативы. Будущее района развивается вокруг нового вопроса: может ли культура занять место промышленности и стать градообразующим фактором развития района? Однако помня о том, что Новая Хута всегда сопротивлялась импортированным экспериментам, работники культуры пытаются прежде всего выйти от потребностей самих жителей. Культура должна не только притягивать инвесторов и туристов, она прежде всего должна быть средством самовыражения жителей района.

Нова Хута, Краков.

Особое внимание Кинги привлекает Дворец культуры и науки в центре Варшавы — гигантское здание сталинского периода: Дворец культуры и науки в Варшаве — нетипичный ДК. С самого начала до наших дней бурлит в нем культурная жизнь, но споры вызывает прежде всего его архитектура, наделенная определенной исторически сложившейся символикой. Официальная пропаганда представляла Дворец как «бескорыстный подарок народов СССР», но польское общество воспринимало эту постройку не как знак дружбы, а как акт символического насилия. Спор касается сегодня не генезиса Дворца, а его будущего. Должно ли прошлое влиять на то, как мы смотрим на Дворец сегодня? Противники Дворца объясняют его присутствие в пространстве столицы в постколониальном аспекте. Если это здание было построено в качестве символа расширения советской власти на запад и подчинения себе польского пространства, — а с этим мало кто спорит, — то освобожденная страна должна избавиться от подобного унизительного памятника. Однако вопреки подобным голосам наблюдается процесс постепенного приспособления сталинской высотки. Для молодых поляков Дворец — это главный символ Варшавы, не лишенный своей истории, но и богатый другими, современными ассоциациями.

ДК Варшавы, Польша.

Про екатеринбургские кейсы работы с пространствами домов культуры рассказали Любовь Дегтева и Мария Ткачева из Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В докладе были рассмотрены ряд сценариев, по которым развиваются дома культуры в г. Екатеринбурге и ряд проблем, которые могут быть решены переосмыслением советских ДК и формированием нового сценария их развития и существования. Был взят конкретный объект в Екатеринбурге — ДК «Профинтерн» по ул. Володарского 9. Изучив историю места, зарубежный опыт и предлагаемые ранее концепции перепрофилирования здания ДК, авторы доклада предложили взять базовые творческие направления, соответствовавшие культурному насыщению советских ДК, и пересмотреть их взаимосвязь с потребителем, зданием, друг с другом и иными институциями, которые раньше не соприкасались с домами культуры (например СМИ, рекламные и PR-агентства, телевидение, радио), объединив их на одной площадке старого ДК в новых форматах: Создание свободного сценического пространства со всем необходимым техническим оснащением, но не закрепленного за конкретным сообществом создаст условия, способствующие знакомству деятелей культуры начинающих и опытных между собой, с идеями и проектами друг друга, перекрестному творчеству разных коллективов, существующих на единой территории. На ряду с этим система мастерских для художников и коворкинг для дизайнеров с той же динамикой функции в лице внедрения выставочных пространств в простаивающие зоны будет представлять новый формат существования. В докладе было уделено внимание подвалу здания и возможности размещения там музея свердловского рок-клуба.

ДК Профинтерн Дегтева, Екатеринбург.

С опытом исторического описания модели формирования советского гражданина с помощью культуры под открытым небом — Центрального парка культуры и отдыха им. В.В.Маяковского — выступили Елена Кочухова, доцент УрГЭУ-СИНХ, и Евгений Рабинович, доцент Департамента культурологи и искусствоведения УрФУ: Города СССР в 1920–1930-е оказываются местом масштабного социального эксперимента по переработке крестьянских масс и созданию советского горожанина. Возникновение в этот период центральных парков в крупных городах Союза рассматривается нами как один из элементов выстраиваемой культурной политики. Проект ЦПКиО Свердловска, как один из образцовых, представлял на страницах журнала «Архитектура СССР» идею «высокоорганизованного культурно-политического комбината». Определяемое властью назначение центральных парков и показательные проекты вместе кристаллизуют идею нового городского пространства, производящего — как комбинат — советского горожанина. Это уже не крестьянин и не мещанин, что влечет за собой особые отношения с природой и городом. Природное пространство в городе должно быть окультурено специфически — это место не материального, но духовного производства, место, где отдых становится производительной силой, восстанавливая и качественно улучшая внутренние ресурсы рабочих.

ЦПКИО, Екатеринбург.

В последующей дискуссии участники семинара обращали внимание на то, что современное прочтение ДК затруднено окончательной потерей их доминирующей роли как в социализации индивида, так и в организации его досуга. Однако уже предпринятые попытки с реализацией проекта ДНК в Первоуральске, Калуге и Владивостоке показывают, что нахождение адекватных сценариев возможно и необходимо.

Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий