Джотто ди Бондоне.
Сцены жития Христова. Вход в Иерусалим (деталь).
Фреска Капели Скровеньи (Падуя), 1304–1306

ОПТИКА БУДУЩЕГО: МОБИЛИЗАЦИЯ НЕВИДИМОГО

С 17 сентября в лекционном зале основного проекта 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в гостинице «Исеть» начинается цикл лекций «Оптика будущего: мобилизация невидимого». Лектор Леонид Юрьевич Салмин, директор Студии ГРАФО, кандидат искусствоведения, профессор кафедры графического дизайна УралГАХА.

Цикл посвящен отношениям видимого и невидимого в искусстве и культуре. На протяжении последних 5-6 веков культура шаг за шагом вытесняла опыт невидимого за пределы самой себя и, таким образом, утрачивала невидимое как ресурс творческого развития. Это постепенное вытеснение сформировало цивилизацию, основанную на императиве очевидности, что обернулось к началу ХХ века кризисом визуализации, который по сей день определяет магистральные процессы в сфере визуальных коммуникаций и культуры в целом. Современность, столкнувшаяся с эффектом абсолютизации очевидности (преимущественно ложной очевидности, умножаемой бесконечными медийными средствами продуцировния зрительных образов) создает запрос на мобилизацию невидимого как ресурса выхода из тупика оче-видности.

Цикл рассчитан на 4 лекции17 сентября, 24 сентября, 1 октября и 8 октября (дата может измениться).

Время: 19:00

Место: конференц-зал гостиницы «Исеть» (пр.Ленина, 69/1, этаж 1).

Стоимость: 200 ₽. Билет дает право повторного посещения площадки в любой другой день.

Фото: Ян Саудек

Лекция 1. Цивилизация очевидности: императив безопасности и визуальное будущее.

Стремясь к устойчивой, благополучной жизни, европейская цивилизация поставила во главу угла ценность безопасности, связывая ее с расширением возможностей визуального контроля окружающего мира. Результатом абсолютизации визуальности как стратегического фактора достижения социокультурной стабильности стала сегодняшняя цивилизация тотального видения, для которой будущее представляется исключительно как визуальное. В этом контексте развитие визуальных искусств за последние семь веков предстает как сплетение эстетических практик с практиками обеспечения общественной безопасности. Каким может быть видимое безопасное будущее?  Каковы его альтернативы? Какова в этом роль визуальных практик?

Лекция 2. От невидимого к невидимому. Визуализация от Джотто до Малевича.

Развитие европейского изобразительного искусства с позднего средневековья и, по меньшей мере, до начала XX века было связано с ценностью визуализации все более умножающегося числа вещей и явлений, попадающих в поле человеческого внимания и интереса. История европейской живописи началась со стремления сделать видимым то, что ранее было невидимо для большинства людей, и прошла шестивековой путь от Джотто до Малевича, от попыток визуализации невидимых сакральных сущностей, до девизуализировавшей мир супрематической иконы – Черного квадрата. Какова дальнейшая судьба визуальности? Каковы дальнейшие пути символических и изобразительных визуальных практик?

Вермеер Делфтский.
Бокал вина.
1658–1660

Лекция 3. Видимое запретное. Визуализация и табу от Вермеера до Саудека.

На протяжении всей истории развития европейского изобразительного искусства оставался актуальным вопрос о границах визуализации. По мере цивилизационной смены главного коммуникационного вектора с религиозно-вертикального на социально-горизонтальный обострялась проблема отношений между видимым и невидимым, между визуализацией и табу. История визуальных искусств – это история сдвигания границ между видимым и запретным, это история определения пределов «приемлемой образности». Что определяет границы визуализации в изобразительном искусстве, и как это связано с актуальными социально-коммуникационными практиками? Каков путь от окна Вермеера до окна Саудека? И какова их связь с «окном Овертона»?

Лекция 4. Невидимый автор и опыт сэлфи.

Один из ключевых аспектов истории развития визуальных практик (в первую очередь в изобразительных искусствах) – место и образ автора визуализации в контексте отношений видимого и невидимого. На протяжении длительного периода истории создатель зрительных образов оставался анонимным и невидимым посредником (совершая при этом функциональную эволюцию от «медиума» до «медиатора»). Но уже со времени позднего средневековья автор начинает «выходить из темноты», отражая сам себя в создаваемых им визуализациях мира. История одиночных практик визуального самоотображения имеет принципиальное значение как опыт обращения оптики глаза на самое себя. Сегодня, благодаря техническим возможностям, визуализация автора приобрела тотальный характер. В чем цивилизационный смысл исторического опыта селфи? Как меняются культура и социум в условиях глобального сэлфи? Что такое невидимый автор сегодня?

Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий