3-я Уральская индустриальная биеннале. Основной проект.
Саша Салтанова
Маленький город, 2015
Фото: Петр Захаров

O проекте

В основу темы 1-ой Уральской биеннале легло осмысление нового креативного и художественного производства в связи с исторической памятью, укорененной в промышленных площадках Екатеринбурга и Свердловской области. Основной проект 2-й биеннале сконцентрировалcя на конструктивном измерении искусства, его способности активно осваивать окружающий мир и тем самым создавать что-то новое. 3-я Уральская индустриальная биеннале стремится выйти за границы контрастных противопоставлений «индустриальное и постиндустриальное», «публичное и частное», «производство и потребление». Ключевой термин 3-ей биеннале — мобилизация как способность к изменению, переходу на качественно иной уровень. Мобилизация, как и сама история, отказалась уходить в прошлое и становится все более востребованной в самых разных формах. Она может объединять людей по национальному, культурному, этническому, религиозному признаку, по приверженности тем или иным ценностям, быть краткосрочной или долговременной. Какую роль в этом может играть современное искусство? Может ли оно служить стимулом, предоставлять площадку или обеспечивать рефлексивное осмысление мобилизационных процессов?

Индустриальная специфика Урала нашла свое мощное отражение в сфере культуры. На время проведения биеннале многие символы эпохи индустриализации, наложившей отпечаток на облик городов – производственные площадки, помещения крупных заводов и предприятий – превращаются в выставочные залы и сцены для театральных постановок и перформансов. А уникальные здания архитектуры конструктивизма уже не впервые активно используются организаторами Биеннале в качестве главных арт-пространств. В целом проект не имеет аналогов в мире, что позволяет утверждать, что индустриальная биеннале стала брендом Уральского региона в сфере искусства.

В основном проекте принимают участие 61 художник и коллектив из 21 страны – Австралии, Бразилии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Индонезии, Китая, Малайзии, Норвегии, Нидерландов, Пакистана, России, Сербии, Сингапура, Таиланда, Тайваня, США, Франции, Финляндии, Швейцарии и Японии.

Среди международных участников основного проекта: Йоко Оно (США, Нью-Йорк), Альфредо Джаар (США, Нью-Йорк), Тино Сегал (Германия, Берлин), Ли Кит (Гонконг, Тайвань, Тайпей). Среди российских художников: Алиса Йоффе, Полина Канис, Светлана Шуваева, Анатолий Вяткин, Виктор Давыдов, Юрко Коваль и др.

Одна из задач биеннале – формировать коммуникационную среду, способствующую преодолению барьеров в восприятии современного искусства с одной стороны и индустриального ландшафта – с другой.

Алиса Прудникова, комиссар биеннале

Основной проект 3-ей Уральской индустриальной биеннале современного искусства представлен в пространстве 10-этажной нефункционирующей гостиницы «Исеть». Работа с конструктивистскими пространствами, которая отличала Уральскую индустриальную биеннале с момента создания, в 3-й биеннале воплощается в кураторской концепции, подчиненной логике пространства гостиницы «Исеть», где будут сконцентрированы важнейшие программы биеннале. Гостиница «Исеть» – часть жилого комплекса НКВД, получившего в народе прозвище «Городок чекистов», один из наиболее значимых архитектурных комплексов Екатеринбурга, яркий образец интернациональной конструктивистской архитектуры 1920-1930-х годов.

Свой проект под названием «Нет Реального Тела» куратор Ли Чжэньхуа мыслит как экстремальный способ узнать, является ли искусство отправной точкой творческой энергии. Проект Бильяны Чирич называется «Места для маневра: между абстракцией и аккумуляцией» и представляет собой исследование солидарности внутри художественной системы, в которую мы встроены в данный момент, с целью призвать участников к самомобилизации для пересмотра роли художника внутри социального контекста.

На площадке гостиницы «Исеть» представлен также исследовательский проект – выставка-эксперимент «Городок чекистов»: от утопии к авангарду». Исследование комплекса в рамках проекта стало целой лабораторией, в рамках которой художники, волонтеры, участники рабочей группы, объекты, технологии и пространства взаимодействуют друг с другом, чтобы обнаружить новые смыслы.

3-я Уральская индустриальная биеннале. Основной проект.
Джонатас де Андраде
Тростниковый алфавит, 2014
Фото: Петр Захаров

В этом году в рамках 3-й Уральской биеннале в 11 городах региона была реализована  масштабная программа арт-резиденций, в которой приняли участие 12 художников из 7 стран. Художники программы арт-резиденций: Александр Морозов (Россия), Владимир Марин (Россия), Евгения Мачнева (Россия), Фёдор Телков (Россия), Юрий Кручак (Украина), Стефан Тиде (Франция), Хесус Паломино (Испания), Джакопо Мандич (Италия), Дэвид Зиперт и Штефан Бальтенспергер (Швейцария), Бернхард Рэн (Австрия), Ars Virtua (Россия/США). Итоговая выставка программы также проходит в пространстве гостиницы «Исеть».

Программа спецпроектов 3-й Уральской биеннале представлена тремя проектами от авторитетных кураторов. Большая выставка Третьяковской галереи, посвященная труду в советском и постсоветском пространстве – кураторский проект Кирилла Светлякова «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Тотальная инсталляция Кати Бочавар «Заводы. Прямая речь» в здании Уральского филиала ГЦСИ представит продукцию заводов Урала как объекты искусства в музейном пространстве. Встречным шагом со стороны современного искусства станет проект итальянского художника Микеле Джангранде в действующих цехах завода «Уралхиммаш» —  инсталляция из гигантских конструкций, имитирующих разные виды шестеренок, которую дополнит световая инсталляция лаборатории цифрового искусства MARSLAB.

3-я Уральская индустриальная биеннале. Итоговая выставка программы арт-резиденций.
Владимир Марин
Письмена, 2015
Фото: Петр Захаров

Основными событиями интеллектуальной платформы биеннале в 2015 году станет симпозиум «Мобилизация реальности» (9-11 сентября)  и заседание программного комитета Международного биеннальной ассоциации «Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства как ресурс открытости территории» (7-8 октября). Участниками событий интеллектуальной платформы станут ведущие специалисты,  руководители крупных международных культурных проектов, музейных институций, представители крупного бизнеса и органов власти. Задача биеннального симпозиума — исследование влияния новой реальности на стратегии мобилизации, а также ситуации в индустриальных городах, таких как Екатеринбург. Как город может мобилизовать своих жителей в этой новой постиндустриальной реальности, в которой машины, роботы и искусственный интеллект приходят на смену труду и работе (рабочим)? Какое значение обретает слово «индустрия» в этом контексте?

Новая программа Уральской индустриальной биеннале – перформанс-платформа – проходит на площадке конструктивистского здания бывшей типографии «Уральский рабочий». Это серия спектаклей, созданных специально к биеннале для показа в маргинальных заброшенных помещениях типографии. Здесь само пространство памятника конструктивизма диктует форму и содержание каждой постановки и становится не только местом действия, но и аутентичной декорацией эпохи первых пятилеток, в которой разворачиваются перформансы.

Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий