Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
Режиссер: Эльдар Рязанов, 1956

Кинопрограмма «Все в зал!»

Возможности искусства всегда использовались не только по прямому назначению (сделать огромный мир «своим», конкретно-чувственным), но и вполне прагматично. Еще Платон, который не сильно жаловал художников, благосклонно относился к тем, кто сочиняет марши, ибо с их помощью можно поддерживать дух «правильного» государства.

Главное зрелище прошлого века – кинематограф с его способностью объединять достоверность места и иллюзию присутствия.  Идеологи мобилизационных проектов находили мощную поддержку в искусстве, дающем возможность «через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения» (Эйзенштейн).

Кинопрограмма «Все в зал!» складывается вокруг двух аспектов мобилизации: агитационно-пропагандистского и созидательного.

Куратор кинопрограммы биеннале – Лилия Немченко. Кандидат философских наук, доцент кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов РФ, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», куратор кинопрограмм на 1-ой и 2-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, автор статей по современному искусству, кино и театру.

Кадр из фильма «Девчата»
Режиссер: Юрий Чулюкин, 1961

1 блок программы – «Советский агитпропфильм и его традиции».

В начале 30-х годов прошлого века советское кино определилось со своими задачами, помог ему в этом Агитационно-пропагандистский отдел Оргбюро ЦК ВКП(б). Помощь была оформлена в виде постановления Совнаркома СССР от 7 декабря 1929 года «Об освоении производства и показа политико-просветительных кинокартин».

Канон агитпропфильма скучен, маловыразителен, тенденциозен. Но он давал единственную возможность авторам запрещенных сатирических шедевров Шпиковскому и Микаберидзе оставаться в профессии.   Сохраниться в пространстве искусства было можно лишь при преобразовании канона, что сделали Михаил Калатозов, Игорь Савченко и Александр Медведкин.

Годы спустя некоторые авторы серьезно предполагали, что искусство можно создать исключительно по алгоритму, иронизирует над этой убежденностью екатеринбургский режиссер Владислав Тарик.

2 блок – «Дом культуры – место рождения жизненных сценариев советского человека».

Дома и дворцы культуры – не просто места на карте советской культуры, это территории творчества, пространства, в которых преодолевалась одностороннее, функциональное использование человека. Поэтому в отечественном кинематографе ДК никогда не были лишь физическим пространством для кружков и праздников. ДК – места производства творчества, общения, счастья! Об этом фильмы Эльдара Рязанова, Юрия Чулюкина, Владимира Хотиненко, Вадима Абдрашитова и др.

3 блок – «Отель/гостиница – пространство мобилизации».

Отели – места, где происходит вынужденное прерывание рутинной текучки. Время в гостинице останавливается, новое пространство может стать источником совершения подвигов, преступлений, Программа фильмов западно-европейского и отечественного кинематографа, действие которых проходят в отелях, исследует возможности изменить жизнь. Верят в мобилизационные возможности места Чарли Чаплин, Жан-Пьер Блан, Уэс Андерсон, Станислав Говорухин, Леонид Гайдай, Валерий Фокин и др.

Кадр из фильма «Отель Гранд Будапешт»
Режиссер: Уэс Андерсон, 2014

Ближайшие показы: 

9 октября / пятница

20:00 – Осторожно, бабушка. Режиссер: Надежда Кошеверова, 1960

Герои фильма – молодая девушка-комсомолка и ее бабушка, не уступающая внучке в активности, энтузиазме и целеустремленности. Вместе им удается организовать комсомольцев (и не только!) на строительство нового Дома культуры.

10 октября / суббота

19:00 – Зеркало для героя. Режиссер: Владимир Хотиненко, 1987

Двое случайных знакомых, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день – 8 мая 1949 года – начинает повторяться для них с неумолимым постоянством. Каждому из героев судьба дает свой шанс: Андрей может предотвратить гибель людей в обветшавшей шахте, Сергей – по-новому взглянуть на своих родителей и понять их.

Место: конференц-зал гостиницы «Исеть» (пр. Ленина, 69/1, этаж 1)

Стоимость: 200 ₽ (билет дает право посещения выставки в любой другой день)

Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий