Завершила свою работу
3-я Уральская
индустриальная биеннале современного искусства 

Учредитель: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
При поддержке: Министерства культуры Российской Федерации
Соучредители: Администрация Губернатора Свердловской области, Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга
Организатор: Уральский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)

Комиссар биеннале: Алиса Прудникова (Екатеринбург-Москва)
Кураторы основного проекта: Бильяна Чирич (Шанхай), Ли Чженьхуа (Пекин-Цюрих)
Место проведения Биеннале: Екатеринбург и 10 городов Уральского региона

Даты проведения Биеннале: 9.09. – 10.11.2015

10 ноября в Екатеринбурге и 10 городах Уральского региона  завершила свою работу  3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Ключевым  термином 3-ей биеннале стала «мобилизация» как способность к изменению, переходу на качественно иной уровень.

Работа с конструктивистскими пространствами, которая отличала Уральскую индустриальную биеннале с момента создания, в 3-й биеннале воплотилась в кураторской концепции, подчиненной логике пространства гостиницы «Исеть», где были сконцентрированы важнейшие программы биеннале. Гостиница «Исеть» – часть жилого комплекса НКВД, получившего в народе прозвище «Городок чекистов», один из наиболее значимых архитектурных комплексов Екатеринбурга, яркий образец интернациональной конструктивистской архитектуры 1920-1930-х годов.

Основной проект этой биеннале был подготовлен международно-известными кураторами — Ли Чженьхуа (Пекин — Цюрих) и Бильяна Чирич (Шанхай) и представил  61 художника и коллектив из  21 страны – Австралии, Бразилии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Индонезии, Китая, Малайзии, Норвегии, Нидерландов, Пакистана, России, Сербии, Сингапура, Таиланда, Тайваня, США, Франции, Финляндии, Швейцарии и Японии.

Наряду с основным проектом, в «Исети» также была представлена исследовательская выставка «Городок чекистов: от архитектуры авангарда к биеннале современного искусства»  и итоговая экспозиция программы арт-резиденций биеннале.

Исследовательский проект «Городок чекистов: от архитектуры авангарда к биеннале современного искусства», целиком посвященный комплексу, стал полноценной лабораторией, в рамках которой художники, волонтеры, участники рабочей группы, объекты, технологии и пространства взаимодействовали друг с другом, чтобы обнаружить новые смыслы. В следующем году жители и гости Екатеринбурга  смогут увидеть продолжение исследования, посвященного воссозданию памяти «Городка чекистов» — благодаря победе куратора Ильи Шипиловских в  престижном проекте объединения институтов культуры стран Евросоюза  EUNIC «Кураторские бои», на подготовку расширенной и дополненной экспозиции проекта был выделен  гранд в размере трех тысяч евро.

Масштабная программа арт-резиденций 3-й Уральской биеннале была реализована в 11 городах региона и собрала 12 художников из 7 стран мира, а итоговая экспозиция программы разместилась на 7 и 8 этаже гостиницы «Исеть». Художники программы арт-резиденций: Александр Морозов (Россия), Владимир Марин (Россия), Евгения Мачнева (Россия), Федор Телков (Россия), Юрий Кручак (Украина), Стефан Тиде (Франция), Хесус Паломино (Испания), Джакопо Мандич (Италия), Дэвид Зиперт и Штефан Бальтенспергер (Швейцария), Бернхард Рэн (Австрия), Ars Virtua (Россия/США). Подготовка к программе арт-резиденций 4-й Уральской индустриальной биеннале начнется уже в этом году: до нового года будет запущен open-call, а сама программа будет включать визиты еще большего числа художников на более длительный срок.

Интеллектуальная платформа 3-й Уральской индустриальной биеннале стартовала еще за год до начала проекта,   участниками вводного исследовательского семинара биеннале стали крупнейшие исследователи в области советской истории, ведущие мировые и отечественные специалисты. Весной 2015 года на международном симпозиуме «Опыты авангарда: от утопии к практикам повседневности» в рамках биеннале была проведена секция «Re-ДК: новые смыслы домов культуры». Одним из ключевых событий интеллектуальной платформы стал международный симпозиум «Мобилизация реальности» (куратор – Томас Шевчик), который пройдет в рамках вернисажной недели с 8 по 11 сентября. Участниками встречи стали такие международные академические звезды как профессор истории и теории искусств Оксфордского Университета Энтони Гарднер, директор-основатель Музея карикатур в Халоне Галит Гаон, президент Американского университета в Центральной Азии Эндрю Вахтель, профессор славистики Университета Пенсильвании Кевин Платт и другие. Мощным финальным аккордом интеллектуальной платформы стало проведение третьей по счету встречи Всемирной биеннальной ассоциации (IBA) — открытого симпозиума «Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства как ресурс открытости территории». Специалисты со всего мира обсудили  в Екатеринбурге то, как биеннале влияют не только на культурную жизнь, но и на финансы, инфраструктуру, быт городов, где они проводятся. Итоги обсуждения столь важной темы будут предложены региональным властям в Уральском Федеральном округе для совершенствования собственных стратегий развития до 2030 года, а также могут стать основой для инициирования долгосрочного партнерства между крупным бизнесом и культурными институциями. Еще одним итогом симпозиума стала договоренность о подготовке в 2017 году совместного спецпроекта Гаванской биеннале и 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Также директором Mediations Biennale Томашем Вендландом было сделано предложение о подготовке российского проекта в составе биеннале в Польше в 2016 году.

Вторым по посещаемости биеннальным проектом стала  новая программа –  перформанс-платформа, которая проходила на площадке конструктивистского здания бывшей типографии «Уральский рабочий».  В рамках платформы прошло 30 показов, 4 премьеры, 2 приглашенных проекта, подготовлено несколько оригинальных  музыкальных произведений. Все постановки были разработаны специально для биеннале, в контексте ее основной темы и площадки, и после завершения проекта не будут показываться повторно.

Программа спецпроектов 3-й Уральской биеннале была представлена тремя проектами от авторитетных кураторов. Большая выставка Третьяковской галереи, посвященная труду в советском и постсоветском пространстве – кураторский проект Кирилла Светлякова «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Тотальная инсталляция Кати Бочавар «Заводы. Прямая речь» в здании Уральского филиала ГЦСИ представила продукцию заводов Урала как объекты искусства в музейном пространстве. Встречным шагом со стороны современного искусства стал проект итальянского художника Микеле Джангранде в действующих цехах завода «Уралхиммаш» –  инсталляция из гигантских конструкций, имитирующих разные виды шестеренок, которую дополнила световая инсталляция лаборатории цифрового искусства MARSLAB .

Образовательная программа биеннале – крупнейший образовательный проект в регионе, сопровождавший культурное мероприятие и проходивший вне пространства классического вуза. В течение двух месяцев прошло более 50 образовательных мероприятий, лекции прочитали 20 лекторов, 14 вечеров с кинопоказами, 2 встречи с авторами — режиссерами, премьеры 3-х документальных фильмов, уникальный фестиваль анимации от Георгия Бородина. Несмотря на насыщенность мероприятиями, образовательная программа всегда собирала аудиторию по самым разным темам – от женской мобилизации до культуры фрилансеров, от теории искусства авангарда до политической истории России, были разобраны самые разные аспекты основной темы биеннале – мобилизация. По сути, был создан и прочитан настоящий образовательный курс о многообразных теориях и практиках мобилизации в современном мире.

Важной частью образовательной программы биеннале стала работа со зрителями с помощью медиаторских экскурсий: более пяти тысяч человек прошли биеннале в сопровождении специально обученных медиаторов, расширив свои представления о современном искусстве и обучаясь способам его прочтения.

Впервые на биеннале было подготовлено специальное детское пространство: в творческих мастерских дети занимались свободным творчеством, мастерили объекты из необычных материалов, развивая воображение и творческое мышление. На биеннале и маленькие дети, и школьники с интересом исследовали произведения, задавали вопросы, с готовностью участвовали в обсуждениях. Опыт проведения детских экскурсий показал, что дети и подростки более отзывчивы к современному искусству по сравнению с взрослыми: современное искусство ближе и понятнее им, поскольку говорит на знакомом им визуальном языке о явлениях, среди которых они выросли, с которыми встречаются ежедневно.

По итогам работы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в конце 2015 года  будет выпущен каталог проекта.

 

3-я Уральская биеннале. Цифры и факты

Всего 3-ю Уральскую индустриальную биеннале посетило 100 тысяч зрителей
Основной проект биеннале – гостиницу «Исеть» – посетило 20 тыс. зрителей
Было проведено 444 экскурсии
В проект было вовлечено более 1000 человек
Более 50 уникальных образовательных мероприятий
30 показов перформанс-палтформы
Более 100 организаций-партнеров поддержали проект 3-й Уральской индустриальной биеннале
29 иностранных институций стали партнерами проекта

Основная площадка:
Площадь – 6500 кв. м
61 художник из 21 страны мира

3 выставочных спецпроекта

Параллельная программа
53 площадки
5 городов: Первоуральск, Невьянск, Челябинск, Нижний Тагил, Пермь

Перформанс — платформа
6 постановок на площади 2000 кв. м, всего в рамках биеннале прошло 30 показов

Арт-резиденции
12 участников из 7  стран, 9 производств – участников программы
3 500 километров проехали вместе по Уралу участники программы Арт-резиденций 2015-го года
9 действующих индустриальных предприятий стали партнерами программы

Детская программа
252 школьника посетили творческие мастерские биеннале в будние дни
Все школьные экскурсии были бесплатными
Гостями биеннале также стали дети из Улан-Уде, Красноярского края и Башкирии

3-я Уральская индустриальная биеннале длилась 63 дня

По ссылке вы можете скачать презентацию, подготовленную для итоговой пресс-конференции.

Если для публикации вам нужны изображения печатного качества, пожалуйста, свяжитесь с отделом связей с общественностью по электронному адресу uralncca@gmail.com или по телефону +7 (343) 289-91-31 / +7 (343) 289-91-32

Отправить сообщение
Срок подачи заявки не менее, чем за 5 дней
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Запись на экскурсию
Срок подачи заявки в любое удобное для вас время
Записаться на экскурсию можно по телефонам +7 (343) 328 42 27 / 328 42 17
Длительность экскурсии 90 минут
Время работы основной площадки биеннале
(гостиница «Исеть», Екатеринбург, Ленина, 69/1) c 12.00–21.00
Последняя экскурсия начинается в 19.30.
Количество посетителей (не более 15 человек)
Взрослые
Дети
Согласие на обработку персональных данных *
Да, согласен Нет, не согласен
Спасибо, ваше сообщение отправлено.
Мы скоро свяжемся с Вами.
Календарь событий